Формирование памяти у детей начинается приблизительно с девяти месяцев. А в период дошкольного возраста (3-6 лет) этот процесс приобретает огромное значение. Именно в это время у ребенка формируются такие навыки, как запоминание, хранение и воспроизведение информации. И от того, насколько хорошо ребенок ими овладеет, во многом зависят его дальнейшие успехи в обучении.
У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок без труда запоминает события и образы, находящие в нем эмоциональный отклик. При этом процесс памяти зависит от интересов и увлечений ребенка. Лучше запоминаются те объекты, в которых присутствует новизна, и те действия, которые многократно повторяются.
Смысловая память развивается наряду с механической. Вот почему нельзя считать, будто у детей, повторяющих чужой текст с высокой степенью точности, преобладает механическая память.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память. Ребенок начинает следовать просьбам взрослого вспомнить что-либо, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения информации и контролировать эти процессы.
И поскольку мы помним, что любая информация – в том числе обучающая – лучше всего усваивается детьми в процессе игры, предлагаю вашему вниманию несколько интересных игр.
1. Игры для развития слуховой памяти:
- Разучивание стихов, пересказ прослушанных сказок и историй (при этом можно подключать игрушки, пальчиковый театр). Очень важно выбирать произведения сюжетного характера и задавать ребенку наводящие вопросы.
- Игра с мячом. Ребенок бьет мячом о землю, в такт ударам произнося слова: «Я знаю три имени девочек (мальчиков)». Повторять имена нельзя. Как вариант можно использовать названия игрушек, фруктов – любые темы, интересные ребенку. Для старших дошкольников количество слов нужно увеличить.
- Игра для нескольких детей. Один ребенок называет какое-либо слово. Второй повторяет его и добавляет свое. Третий повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
2. Игры для развития зрительной памяти:
- Поставьте перед ребенком 4-5 игрушек и предложите внимательно на них посмотреть в течение минуты. Затем попросите малыша отвернуться и уберите одну игрушку. Ребенок должен назвать ту игрушку, которой не хватает. Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек либо просто поменять их местами.
- Игра «Восстанови фигуру». Постройте вместе с ребенком фигуру из кеглей и предложите запомнить ее. Зетам сбейте фигуру мячом, задача ребенка – ее восстановить.
- Предложите малышу в течение 2 минут рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Затем уберите картинки и попросите его назвать те предметы, которые он запомнил.
3. Настольные игры, развивающие память:
Удачных вам игр и отличной памяти!