Развитие пространственного мышления играет огромную роль для дошкольников. Это не только фундамент для успешной учебы ребенка в школе, но также одна из определяющих сторон его дальнейшей трудовой деятельности. И поскольку восприятие пространства у детей не ограничивается накоплением чувственного опыта, развитие пространственных представлений требует
специального обучения и включения в этот процесс взрослых. Начинается он с восприятия младенцем собственного тела, а в виде целостной системы формируется в младшем школьном возрасте на уроках математики.
Главной целью развития пространственного мышления является выработка у ребенка умения работать с пространственными объектами, научиться представлять трехмерные объекты. В основе его лежат такие понятия, как:
- форма;
- размер;
- местоположение (низко/высоко, далеко/близко);
- направления движения (вверх/вниз, вперед/назад, направо/налево).
Ниже я приведу игры и упражнения, способствующие развитию пространственного мышления у детей
от 2 до 7 лет.
1. Упражнения в повседневной жизни:
- показывать части лица и тела у самого ребенка/родителей/игрушек;
- называть левую и правую части тела (например, при переодевании);
- упоминать направление движения на прогулке или походе куда-либо;
- давать детям ощупывать различные предметы, называя при этом их форму;
- сравнивать окружающие объекты с какой-либо формой или предметом (квадрат, например, часто называют «кубиком», круг – «мячиком».)
2. Творческие игры:
- рисование геометрических фигур и тел на различных поверхностях: мелом на асфальте, палочкой по снегу и т.д.;
- лепка из пластилина/песка/глины различных форм и составление из них сложного объекта;
- оригами;
- различные модели для сборки.
3. Игрушки:
- сортеры;
- кубики;
- деревянные, магнитные и пластиковые конструкторы, Лего;
- паззлы;
- игрушки на радиоуправлении.
4. Подвижные игры:
- жмурки;
- прятки;
- игры с мячом;
- различные танцы и гимнастика, при которых ребенок должен по словам или действиям взрослого совершить или правильно воспроизвести все движения.
Экскурсии, различные физкультурные упражнения и обычные прогулки также способствуют развитию пространственного мышления.
А еще можно делать следующее упражнение. Спрятать в одном из углов комнаты какой-то «клад» и с помощью слов, указывающих направление, и предлогов направлять малыша к спрятанному «сокровищу». Например: «Два шага налево, три шага прямо, поворот направо» и т.д.
5. Игры на бумаге:
- составление карт сокровищ и местности), планов домов и комнат;
- складывание целой картинки из разрезанных ранее частей;
- «зрительный диктант», при котором дети создают различные орнаменты под диктовку взрослого.
6. Настольные игры:
- «Застенчивый кролик»
- «День и ночь»
- «Дуэт пазл»
- «Катамино»
- «Грузовички 3»
- «Smart тачка»
- «Сплэш»
- «Дженга»
- «Бамболео»
- «Грузи и вези».
Хочется обратить ваше внимание на то, что взрослые должны вовремя поддержать самостоятельные попытки малыша разобраться в формах окружающих предметов. Поэтому не стоит без необходимости ограничивать двигательную активность ребенка, его стремление прикоснуться к предметам, взаимодействовать с ними.
Полезных и приятных вам игр!
Полезные ссылки:
конструкторы:
232798 Funny Bricks - магический конструктор для детей до 10 лет - 12.
232797 Magical Magnet - Магнитный конструктор, который развивает и развлекает вашего ребенка - 2. »