В детстве мы мечтаем о своей взрослой жизни, в юности часто уверены – всё зависит от нас. Да и позднее пребываем в убеждении, что контролировать свою жизнь в достаточной для счастья мере возможно. И стоит случиться несчастью, как начинается внутренний (а то и внешний) разбор полетов.
Недавно у близкой мне девушки случилась
замершая беременность. Ребенок незапланированный, он стал очень желанным для нее. Месяц волнений в связи с грядущими изменениями в жизни закончился вопросами «почему», «зачем» и «как». Так хочется найти причину произошедшего и не допустить его повторения, что, кажется, ответы станут залогом успеха в будущем. И ответы обязательно найдут врачи, но важно другое:
принять случившееся.
Просто так случилось. Она перебирала возможные причины остановки сердцебиения плода, в этот процесс вовлеклась и я, пока в какой-то момент не стало отчетливо видно, как девушка прячется за поиском вины. Своей или отца неродившегося ребенка – так легче. Придавленная тяжелым грузом ничего не чувствуешь.
Легче. Во-первых, в этих поисках можно уйти от собственных переживаний, сместить акцент с ощущений на разум, а если записать вину за собой, то находится логичное объяснение, почему именно с нами случилось то или иное. «Я сама себя наказала, сама виновата» и потому имею право оставить свою боль на будущее, цепляться за нее и ею же аргументировать свой отказ от будущих попыток. Во-вторых, появляется ощущение контроля своей жизни. Знать о причинах горького опыта и не допустить его повторения, любым способом.
Законсервированной болью оправдывается отказ от собственных желаний. К чему надежды, если они снова не оправдаются? Они кажутся уже пустыми, в то время как нас соблазняет мнимый контроль.
«Если у вас нет собаки, ее не отравит сосед».
Нет надежд – нет разочарований от их возможного краха.
Так, постепенно, самые светлые желания из источника вдохновения жизни становятся угрозой стабильности, их исключаем. Боль остается с нами.
В ощущении боли скрыта узость восприятия: все схожие события рассматриваются через ее фильтр, когда мы душевно зажимаемся и не видим более ничего вокруг. Как бараны упираемся в закрытые ворота, не замечая распахнутой рядом калитки. А там иной путь.
Разочарования, потери случаются в жизни. Мы можем их лелеять и сохранять как форпост, а можем окунуться в них, прожить и отпустить – чтобы в следующий раз быть открытыми иному, благоприятному опыту. Это больно, сейчас. И рискованно в будущем… ведь нужно будет
довериться жизни, принять опыт и стать гибче. Вновь, как в детстве,
жить настоящим, а не воспоминаниями о прошлом и ожиданиями будущего.
Опыт прошлого важен, но не стоит в угоду ему прятать свои желания и надежды.
В жизни много чего случается нам неподвластного, бывает, планы разлетаются вдребезги. Иногда кажется, что земля уходит из под ног, иногда приходит неожиданная радость – ее нужно только увидеть. И все эти изменения – естественное течение нашей жизни. И от жизни по заранее прописанному сценарию удовольствия нет.