В автобусе, напротив меня, сидят две молоденькие девушки: смешные шапочки, митенки на руках и полосатые гольфы. Очень ярко, жизнерадостно и мило – отдаленно напоминает
молодежную моду Японии, но с нашим, местным колоритом и поправкой на климат. Юному возрасту свойственно
стремление выделиться из толпы, оно вполне естественно и логично вписывается в
подростковый бунт. Порой, кажется, без него всем было бы лучше, спокойней и надежней. И некоторые родители радостно заявляют, что миновали юные годы своих детей без серьезных конфликтов и споров с любимым ребенком.
Каким образом возможно направить
бушующую энергию подростка на созидание,
избежать опасных пристрастий и дурных компаний? Две знакомых мне семьи легко справились с задачей: в них взрослые и успешные сыновья, чьи
подростковые годы обошлись без дикого протеста. На первый взгляд, в этих двух случаях
рецепты благополучия подростков различны: один ребенок поступил в кадетский корпус, другой мальчишка с головой ушел в творчество. Парень перерос свое хулиганское увлечение граффити, пошел учиться в
художественную школу, и оттуда была ему прямая дорога на архитектурный факультет престижного вуза. Военный, с муштрой и жестким распорядком дня и человек творческой профессии – что общего? А общим в их жизни было
понимание родителями своих детей,
уважение к их интересам и увлечениям. Мечтал ребенок быть летчиком – родители помогли ему подготовиться к поступлению в кадетский корпус, другому отец подсказал верное направление,
увидев в каракулях сына на стенах
попытку выразить себя.
Весь
подростковый бунт сводится к одному: взрослеющие
дети ищут средства выражения себя. Тот же кричащий стиль одежды помогает им заявлять:
«Я есть! Попробуй не заметить!», «Я – уникален!». В эти годы ребенок перестает «держаться за ручку» мамы и пробует ходить самостоятельно. Пусть, в начале, это выходит с ошибками, смешно или даже нелепо. Подростковый кризис необходим
уроком самостоятельности. Ребенок учится быть взрослым и ищет свое, то, что ему близко. С различными способами самовыражения он примеряет на себя
ответственность, узнает ее границы. И конфликт с родителями помогает ему определить, где в этом бесконечном множестве мыслей, взглядов, устремлений он сам, а где воля его родителей или других значимых взрослых. Не стоит бороться с кризисом, нужно помочь подростку в поисках средств выражения себя.
Направлений поиска себя у взрослеющей личности множество: от поэзии до спорта, через изобразительное искусство, музыку, рукоделие, к танцам или паркуру. Главное, чтобы ребенку это было
интересно и
близко. И пусть его новое увлечение не станет профессией, важно другое: ребенок приобретает опыт выражения своих взглядов, мыслей, определяет свои ценности и узнает вкус успеха или неудачи. Он учится делать свой выбор,
самоутверждается в выбранном поле деятельности.
При направленном на познание себя действии, в условиях родительской поддержки, подростку
нет необходимости оспаривать действующие в семье
нормы поведения, и его силы не расходуются на противостояние родительским взглядам. Мама и папа –
союзники, с которыми можно поспорить на интересные темы, определяя свою личную точку зрения в уже заданных рамках поведения.
Через
увлечения, творчество подросток находит свой
способ взаимодействия с окружающим миром. Да, это долгий путь, в котором главное – понимание того, что именно мы сейчас ребенку даем, не стоит ждать мгновенного результата. Чтобы сопротивляться нездоровым влияниям неблагополучной внешней среды, ребенку нужно ощущать свою связь с домом. Роль поддержки трудно переоценить, и родительское поощрение увлечений подростка может послужить мостиком к взаимопониманию и приятному проживанию этих противоречивых лет.
Читайте также:
Проблемные подростки. Часть 1. Позволить ребёнку взрослеть.
Проблемные подростки. Часть 2. Понять своего ребёнка.
Проблемные подростки. Часть 3. Билет во взрослую жизнь.