Домашнее образование набирает обороты: в 2008 году на этом способе обучения находилось около 10 000 детей, а в 2012 году их число превысило 100 000 человек. Впечатляет, но это по всей стране. Все чаще можно встретить доводы в духе «великие мыслители тоже были на домашнем обучении», тем не менее, предубеждения о нем уходят в прошлое медленно.
Школу мы привыкли воспринимать как один из важнейших этапов в жизни ребенка, место, где он не только
обретает фактические
знания, но и
учится общаться в коллективе, отрабатывать свои социальные навыки, учится ставить задачи и их решать. Школа – необходимая база для дальнейшего поступления в
институт и может отразиться на будущей
карьере. Так ли это? Подобные убеждения кажутся незыблемыми, потому иные формы обучения не воспринимаются как достойная замена. Приглядимся к домашнему образованию.
Согласно
букве закона, школьное образование может быть в очной, очно-заочной или заочной форме, вне стен школы обучение предусмотрено в семейной форме. То образование, что принято называть домашним, подразделяют на
надомное и
семейное.
Надомное образование
Надомная форма образования существует давно, она предусмотрена для детей, которые
по состоянию здоровья не могут посещать школу. Ее минимальный срок составляет две четверти учебного года. Дети проходят
общую программу обучения, изучают те же предметы, что и их ровесники в школе, так же
сдают контрольные и экзамены своим педагогам.
График занятий составляется индивидуально, и уроки могут быть как менее продолжительными, так и более длинными (до двух часов). По завершении обучения ребенку выдается
аттестат об окончании школы общего образца.
Для
оформления перехода на надомное образование нужно:
1. Представить администрации школы справку из детской поликлиники с заключением медицинской комиссии на обучение на дому.
2. Написать заявление на имя директора образовательного учреждения о переводе на надомное обучение.
3. В случае, если ребенок не в состоянии проходить обучение по общей программе, родители вместе с представителем школы составляют вспомогательную программу.
4. Издается приказ по образовательному учреждению, в котором назначаются педагоги и определяется периодичность аттестации ребенка в течении учебного года. Родителям выдается журнал проведения занятий, который заполняют преподаватели. В конце года родители сдают его в школу.
Семейное образование
Если надомное обучение продиктовано необходимостью, то
семейное образование оформляется исключительно
по желанию ребенка и его родителей. В этом случае все
знания ребенок получает от родителей, нанятых педагогов или
самостоятельно, в школе же проходит только итоговую аттестацию. Надомное образование вызывает множество споров. Порой,
в отказе от детского сада иные родители видят поломанные судьбы детей, что уж говорить о школе? Кажется безрассудством взять и по собственной прихоти лишить ребенка возможности развиваться в социуме, закрыть его дома, словно мудрого пескаря из сказки.
Минусы домашнего обучения вполне очевидны: ребенок не учится работать в команде, у него нет опыта выступления на публике и отстаивания своего мнения перед сверстниками. Да и стимул делать домашнее задание каждый день постепенно снижается. Однако, все эти
нежелательные последствия вполне устранимы, достаточно обеспечить ребенку занятия в секции по интересам и уделять должное внимание его внутреннему миру.
Может, имеет смысл отбросить
стереотипы? Ведь
семейное обучение оправдывает себя во многих странах мира. И в некоторых случаях бывает весьма желанно, например, когда
ребенок опережает в развитии сверстников и ему откровенно скучно на уроках, ориентированных на общий уровень – у него пропадает стремление учиться. Регулярное посещение школы может мешать ребенку в его
увлечении профессиональным спортом, творчеством. Также в случае, если работа родителей предполагает
частые переезды и бесконечная
адаптация в новом коллективе несет риск серьезной психологической травмы для ребенка, стоит рассмотреть как вариант семейное образование.
Кроме того, родители могут отказаться отдавать ребенка в общеобразовательную школу
по религиозным или идеологическим взглядам.
Стоит только присмотреться, как становятся видны
плюсы семейного образования:
1. Возможность
регулировать процесс обучения: задерживаться на сложных темах или проходить их чуть быстрее. Это делает процесс обучения более удобным для ребенка, способствует лучшему усваиванию материала. Родители свободно учитывают индивидуальные способности своего ребенка.
2. Жизнь семьи можно больше не строить вокруг расписания школы, отпрашиваться с работы из-за собраний, а отпуска подгадывать под каникулы.
3. Ребенок учится
рассчитывать на свои знания, на себя, принимая ответственность.
4. Фиксация на результате – получении знаний, в то время как средняя школьная программа ориентирует детей на полученный балл.
Порядок оформления перехода на домашнее обучение прост: родители пишут соответствующее заявление в департамент образования, создается комиссия для его рассмотрения. Далее в образовательном учреждении, к которому прикрепили ребенка, издается приказ, прописываются обязательная программа обучения, сроки прохождения итоговой и промежуточной аттестаций. В завершении, между родителями и школой заключается договор с указанием прав и обязанностей сторон.
Мир, в котором мы живем, меняется. Совсем недавно домашнее обучение казалось уделом прошлых столетий, неуместным в современности. Но все чаще слышны сомнения, насколько допустимо впускать общество в современном виде в хрупкий мир ребенка, и кто-то находит свое решение в домашнем обучение. Важно, чтобы нашими действиями, как родителей, руководили не страх и желание скрыться, а стремление развить лучшее, индивидуальное в своем ребенке. Стремление помочь
раскрыться личности.