Здравствуйте, уважаемые родители!
Мой топик адресован всем, кому он интересен, но предназначен, в первую очередь, родителям школьников. Недостатки традиционной системы Коменского, помноженные на реальность преподавания в наших школах, создают немалые трудности нашим школьникам.
Об этом можно долго и со вкусом распространяться, но, на мой взгляд, будет лучше попытаться помочь друг другу, а именно - поделиться опытом. Приглашаю всех, кто имеет опыт преподавания либо опыт успешной помощи школьнику, делиться секретами сложных моментов школьной программы. В этом топике я бы хотела рассказать, как помочь школьнику разобраться с постановкой знаков при
сравнительном обороте.
Основы проблемы закладываются еще в 5 классе, когда школьников на уроках русского языка учат ставить запятую перед словом «как». При этом никто не задумывается, что, имея такой заученный пример, ученик вряд ли будет ориентироваться на смысл постановки знака, да и на смысл пунктуации вообще. В дальнейшем он будет ставить запятые перед другими «словами», автоматически относить любой глагол к сказуемому, а не обнаружив глагола, впадать в панику и делать грубые ошибки.
Между тем, при изучении обособления любому школьнику придется еще раз столкнуться с союзом «как» и знаками препинания. Но хотя бы сейчас он должен уже узнать, что перед словом или союзом мы запятую ставить не будем, потому что не является это основанием для постановки знака. А ставить мы ее будем при работе со сравнительным оборотом. Определение сравнительного оборота и перечень употребляющихся при этом союзов можно посмотреть в учебнике, трудность здесь совсем не в этом. Напомню лишь, что запятая будет ставиться не всегда, а только при сравнительном обороте. А для этого нужно разобраться, что является сравнением, а что – нет. Проще всего напомнить, что для сравнения нужно как минимум 2 объекта, явления и т.п. Сравнивать нужно непременно что-то с чем-то, одно с другим. Неважно, по какому признаку, потому что принцип всегда будет одинаковый. Предложите ребенку посчитать количество людей в следующих примерах:
1.
«Я приехал в этот город как учитель математики».
2.
«Я приехал в этот город, как и учитель математики, на поезде».
В первом предложении союз «как» будет употребляться в значении «в качестве», т.е., я приехал в качестве учителя, чтобы быть учителем. Здесь только один человек, сравнивать некого, значит, запятую ставить не нужно. Во втором предложении четко видно наличие двух людей и сравнение.
Еще легче учиться видеть сравнение на признаках, например: «Снег падал на гладкую, как зеркало, обледеневшую поверхность озера». Есть два объекта – зеркало и поверхность, они сравниваются между собой по признаку их гладкости. Значит, здесь необходима запятая.
Обязательно прокомментируйте ситуацию с фразеологизмами. Сложность состоит в том, что фразеологизмы не являются членами предложения, так как из-за своей цельности, неизменяемости представляют собой «государство в государстве», этакий Ватикан, а потому не нуждаются в выделении знаками. Значит, запятые мы ставить ни перед ними, ни после них не будем. Например: «Дождь лил как из ведра». Заодно и подчеркнете, что ставить пунктуационные знаки мы можем только в связи с условиями наличия и расположения членов предложения, а никак не частей речи или слов вообще. Остальные случаи, которые описаны в правилах, по моему опыту, трудности не представляют.
Если у читателей топика будут вопросы по другим спорным или сложным правилам русского языка и литературы, пишите в комменты или в ЛС автору топика, постараюсь ответить.
Всем родителям удачи и терпения!