Продолжение...
Начало
здесь...
Думаю, найдется очень мало желающих поспорить с тем, что Прага – один из немногих древнейших городов Европы, сохранивший свою архитектуру в редкой неприкосновенности. И правда, в исторической части Праги все дышит средневековьем.
Происхождение названия города имеет несколько версий, одна из которых означает
«порог» - именно так переводится слово «Прага». Некоторые источники утверждают, что это из-за порогов, которыми отличается
Влтава – река, на берегах которой расположена чешская столица. Порогов на Влтаве и, правда, много, что подтверждает название реки, переводящегося с древнего
кельтского как
«дикая».
В целом, по своим обычаям, занятиям населения, общественной иерархией, развлечениям, конфессиям и прочему средневековая Чехия была обычной европейской страной. Как и везде, монархи и аристократия то воевали, то объединялись, сочетались династическими браками, развивали ремесла и искусства, строили соборы и мосты. Как и остальную Европу, Чехию не обошел процесс религиозной реформации, с чем были связаны
гуситские войны. Уровень жестокости не превышал общеевропейского, проявляясь в казнях и бытовых наказаниях. Единственным серьезным отличием стало, пожалуй, особое отношение чешских королей к представителям «экстремальных» для этого времени профессий - алхимикам и астрологам. Они просто стекались в Прагу со всей Европы в надежде найти себе покровителя в лице знатного вельможи, а то и самого короля, чтобы спокойно заниматься наукой или просто жить в тепле и безопасности, тихонько шарлатанствуя и манипулируя хозяином. Отчасти поэтому в то время, когда по всей Европе пылали костры инквизиции, на которых корчились все, кто хотя бы чуть-чуть отличался от общего уровня и потребностей, Чехия обогатилась такими изобретениями как
астрономические часы, а ободренные предсказаниями правители смело возводили прекрасные соборы и великолепные дворцы.
К отличиям можно отнести и введенный Карлом 4 несколько необычный обряд королевских похорон. Когда умершего чешского короля приносили в церковь для захоронения, то возглавляющий похоронную процессию стучал в дверь. Но монахи не спешили открывать ворота, а спрашивали:
"Кто это?" Вельможа отвечал, что это чешский король и провозглашал все его имена, титулы и престолы, но ответом ему было:
"Не знаем такого". Тогда перечислялись все владения и свершения покойного, но и тут ответ был коротким:
"Не знаем такого". И лишь когда в третий раз на вопрос:
"Кто это?" звучал ответ:
"Раб божий", ворота немедленно растворялись и процессия приглашалась в церковь. Таким образом Карл желал показать, что перед смертью и Богом все равны.
Архитектура Праги представлена практическими всеми направлениями, от
ренессанса до хай-тека, но в основном, конечно, средневековыми , готическим и барочным . Основные заслуги в строительстве готической Праги принадлежат, Карлу 4 и его сыну Вацлаву 4. Пражский Университет, готический вариант собора св. Витта, костел Девы Марии на Староместской площади, Старонова синагога – и далее внушительный список потрясающих памятников.
Готические соборы отличаются от барочных тем настроем, который охватывает зашедшего внутрь путешественника. Высоченные узкие своды, как будто сжимающие тебя со всех сторон, суровые лики святых, почерневший от времени песчаник,
крипты и ребристые колонны – все это давит на тебя, заставляя почувствовать себя ничтожным грешником, готовым упасть на колени и сосредоточиться на чем-то самом главном.
И только цветные витражи, сияющие невероятно яркими красками, несколько разбавляют это ощущения, добавляя, впрочем, торжественности и некоторой потерянности в этой величественной красоте. Создание витражей имело конкретные цели: по мнению церкви, мир внутри храма должен был отделяться от мира внешнего и потому дневной свет не должен был быть таким же, как и на улице. Преломленный цветными витражами, свет был изменен подобающим, по их мнению, образом. Другая причина была в том, что цельное листовое стекло тогда создавать не умели, а потому создавали каркас, который и наполняли отдельными кусочками, что позволяло, в свою очередь, создавать великолепные картины на евангельские темы, ставшие со временем отдельными произведениями искусства.
Впрочем, и покидая готический собор, не так-то легко стряхнуть с себя ощущение его величия и грозной торжественности: вертикальные стрельчатые шпили уходят в самое небо, уродливые гаргульи, готовые, кажется, в любой момент сорваться вам на голову, угрожающе нависают по краям здания, а украшающие храм статуи напоминают о судьбе Христа и его страданиях. Как же эти храмы отличаются от барочных церквей
Вены и
Дрездена, наполненных светом и сиянием белого, восхитительной лепниной и золотыми улыбающимися ангелами. А над этим великолепием возвышается непременный орган, звуки которого заставляют плакать и желать только светлого и доброго. Любовь к жизни, благодарность за нее и осознание радости бытия легко приходит в таких храмах в человеческую душу…
Но вернемся в Прагу… Средневековая атмосфера витает над всей исторической Прагой, и «виноваты» в том, ей-богу, не только соборы и костелы. Средневековье здесь – это и вымощенные сотни лет назад мостовые, и астрономические часы с целым кукольным представлением, сопровождающим каждый бой курантов, и скульптурные композиции на религиозные темы, и, конечно, истории жизни средневековья, полуправда-полулегенды. В Чешском Крумлове вы услышите душераздирающую историю замученной сумасшедшим королевским сыном Юлием Цезарем Австрийским несчастной
Маркеты. На Староместской площади аккуратно обойдете 27 крестов, обозначающих место казни руководителей Гуситского и Ставовского восстаний. У памятника Вацлаву 4 задумаетесь, где же все-таки захоронено тело Агнешки Чешской, навеки спрятанное монахинями от разъяренных
гуситов. Чумной столб на Малостранской площади заставит ужаснуться страшной болезни, унесшей невообразимое количество жизней, а скромное убранство почерневших от столетий стен Староновой синагоги в Еврейском квартале напомнит о тяжелой судьбе людей, веками вынужденных быть отгороженными от мира высокой стеной, рождаясь и умирая на небольшом пространстве.
И уж совсем по-средневековому сказочно среди великанов дворцов и соборов смотрятся изящные черепичные крыши маленьких пряничных домиков Чешского Крумлова или дымок печных труб Пражского града. Город из сказок
Андерсена, игрушечные окна с белыми занавесками – вот что приходит на память, когда бродишь по узким улочкам, где не всегда может проехать машина.
Ну и, конечно, нельзя не прогуляться по символу пражского средневековья – Карловому мосту.
Как и прочие древние сооружения, он полон легенд и мистики, начиная с истории его основания.
Карл 4, серьезно доверявший своему астрологу, обратился к нему за помощью и когда задумал возвести вместо уничтоженного наводнением Юдитиного моста новый, крепкий и долговечный. Беспокойство о судьбе моста было вполне оправданным: раз в столетие на Влтаве обязательно случается наводнение, иногда с ужасными последствиями. Астролог назвал дату, которая должна была наступить через целых 15 лет! Но Карл терпеливо ждал, и первый камень нового моста был заложен именно в предсказанный день: в 1357 году 9 дня 7 месяца в 5.31 часов. Его терпение было вознаграждено: это знаменитый мост, по праву считающийся одним из самых красивых мостов Европы, насчитывает уже 600 лет и выдержал даже ужасающее наводнение 2002 года, принесшее страшные жертвы и разрушения. Есть, конечно, и более прозаическая версия прочности конструкции: считается, что в цемент были добавлены яичные желтки.
Украшающие мост скульптурные группы и башни были возведены в разное время. Конечно, самая известная скульптура – это фигура Яна Непомуцкого, самого почитаемого святого Чехии, сброшенного с этого моста по приказу
Вацлава 4. Мост невероятно красив в любую погоду и время дня и ночи. Он никогда не бывает пустым в светлое время суток: его всегда заполняют толпы восхищенных туристов, ничему не удивляющиеся пражане, неторопливо шествующие монахи, обаятельный пожилой шарманщик, продавцы сувениров, художники.
Мост переживал разные времена и события, в том числе и по-настоящему страшные, например, в 1621 году головы казненных руководителей
антигабсбургского восстания были выставлены на Староместской башне, чтобы лишить чехов воли к сопротивлению. А в 1648 году во время 30-летней войны именно на Карловом мосту происходили самые ожесточенные сражения со шведами. Сейчас мост является только пешеходным, за состоянием копий скульптур (оригиналы выставлены в музее) внимательно следят специалисты, а мост обрел прозвище моста «тысячи поцелуев». Говорят, что если влюбленные подарят друг другу поцелуй в любом месте на всем протяжении это чудесного памятника истории, то их чувство обязательно будет крепким и сильным весь следующий год…
Продолжение следует...