«Остров невезения в океане есть…» и каждый из нас на нём порой оказывается. Сейчас вокруг пальмы на этом острове хожу я. Хожу и ворчу.
Вчера сделала 2 заключительные в этом сезоне новогодние студийные съёмки. Завершился сезон феерично – битьём посуды, порчей реквизита, слезами, смехом и шампанским с конфетами (неожиданно мне в подарок). Но ещё до того, как всё это началось, я успела понервничать под своей пальмой. Поругалась. Дважды. С продавцом в магазине, обхамившем меня на ровном месте и с таксистом, призванным доставить меня по маршруту дом-студия.
На таксисте остановлюсь подробнее. Я уже говорила, у меня есть любимые водители, едут быстро, чётко, не задают лишних вопросов, когда мне особо везёт – ещё и музыку хорошую включают. Такие люди редки, как «мужья Татьяны Константиновны» (с) пвс, и они уж точно не возят тех, кто с острова невезения. Поэтому вчера мне достался лидер моего собственного рейтинга нежелательных водителей. Четвёртый раз с ним еду – и каждый раз одно и то же: куда бы я ни ехала, он не знает, где это, несмотря на присутствие навигатора, начинает кататься кругами, пытаясь выскочить на нужную улицу. Когда я прошу его воспользоваться навигатором, он сигает в ракушку (типа, «меня тут нет»), если настойчиво постучаться, высовывает нос чтобы буркнуть что-то в духе «не надо меня лечить!», мол, «я тут начальник катка и я буду решать, как мне работать», но ведь его работа как раз и состоит в том, чтобы доставить пассажира из пункта А в пункт Б, вот и навигатор в помощь! Короче говоря, как только я слышу от диспетчера номер его машины, я уже знаю, что он накатает меня на двойную сумму и встанет в пробке, что я буду опаздывать и нервничать, и что мы с ним будем ругаться. Эрик Асаев свидетель - я всегда приезжаю на съёмку заранее (выезжаю с запасом времени на всякий случай), порой аж за 40 минут до начала я уже на месте, но вчера я влетела в студию в последний момент, это же надо было найти такой путь, который вместо 10 минут займёт 50! Невероятно! За полгода моих визитов в студию, этот водитель единственный, кому это удалось.
В студии меня уже ждала моя тёзка-Алёна со своей семьёй – мамой, папой и младшим братом. С Алёной было легко работать, она маленькая большая умничка – слышит меня и понимает, без труда ведётся на эмоции, чувствует себя раскованно перед камерой, самостоятельно проявляет фантазию и находит себе интересное и подходящее занятие в поставленных условиях. Тем не менее, именно она была огорчена до слёз, потому что:
а) ей перепадало из-за младшего брата, который плохо себя вёл (между тем, он не вёл себя плохо, он вёл себя как маленький ребёнок, кем он и является, а Алёна тут и вовсе не при чём)
б) не выдержала психологического давления (она старше – и спрос с неё больше, и рамки жёстче, и разговор короче…)
Тут очень тонкая грань между необходимым, допустимым и дозволенным. Я сейчас дам два совета, почти противоположных друг другу. Счастье обычно отваливается тому, кто находит баланс между ними, задача эта – не из лёгких, конечно же :)
С одной стороны, во время съёмки нельзя ограничивать свободу ребёнка, нельзя загонять его в рамки и прессовать, нельзя давить и требовать, но можно и нужно раскрутить на эмоции, заинтересовать. Я уже говорила об этом и, думаю, все понимают разницу между «раскрутить на эмоции» и «велеть изобразить эмоции».
Тут мне на ум приходит чудесный фильм «
Старше на 10 минут» 1978 года выпуска (режиссёр Герц Франк), уникальное творение советского кинематографа. Это непрерывная 10 минутная съёмка ребёнка, зрителя спектакля в кукольном театре. К обсуждаемой теме этот фильм относится постольку, поскольку это ярчайший пример раскручивания ребёнка на эмоции без какого бы то ни было давления. Никто его ни о чём не просит и ничего не требует, но на лице у него всё – удивление, испуг, слёзы, радость, восторг, задумчивость…
Кстати, этот фильм лёг в основу двухчастной серии короткометражек «На 10 минут старше. Труба» и «На десять минут старше. Виолончель», появившегося спустя 25 лет с подачи Вима Вендерса. Самые значительные режиссёры современности с энтузиазмом взялись за этот эксперимент: «ровно за десять минут экранного времени каждый из них должен был передать свое уникальное понимание времени. Так появились два полнометражных альманаха, созданные пятнадцатью законодателями мировой киномоды и вобравшие в себя все виды человеческого опыта — рождение, смерть, любовь…» (с) выдержка из рецензии сайта кинопоиск.ру. В общем, очень рекомендую к просмотру.
Таким образом, если я – человек с фотокамерой, то вы, родители, тот цирк, который происходит перед глазами ребёнка, и рождает в нём эмоции. Это в идеальном варианте и в том случае, когда принципиально важно, чтобы малыш смотрел в камеру и был эмоционален. Говорю сразу и открыто – я не тот фотограф, который «многорукий Шива» - одновременно и видеограф или одновременно и аниматор. В списке первостепенной важности у меня не значится «взгляд в камеру», но «настроение кадра» - практически возглавляет этот список. Мне одинаково нравятся фотографии, где взгляд ребёнка обращён к фотографу или где ребёнок увлечён какими-то своими делами – для меня не в том суть, где взгляд. Но я знаю, что для многих взгляд в кадр важен. Поэтому пусть будет цирк.
Здесь плохая идея:
1. Вместо весёлого представления или игры выдвигать суровые требования («смотри на тётю, улыбайся! Ты что, улыбнуться не можешь?!»)
2. Устраивать кукольное представление с любимой детской игрушкой (если вы показываете сыну обожаемого им мишку, а он вместо того, чтобы смотреть и радоваться тому, что вы с мишкой вытворяете, срывается с места и бежит его забирать – отдайте ему медведя и не парьтесь, не пытайтесь заставить ребёнка сидеть и смотреть, как вы забавляетесь с его игрушкой, это не прокатит, потому что малыш видит ситуацию по-другому, а именно: вы забрали его игрушку, развлекаетесь, ещё и дразнитесь).
3. Затевать такую игру, при которой ребёнку нужно сойти с места (подбежать к вам, чтобы что-то сделать или показать, или догнать мячик, укатившийся в другую сторону) – это верно для студийной съёмки, но должно быть проигнорировано при фотосессии прогулки.
Возвращаясь к балансу граней… С одной стороны, не нужно ограничивать свободу ребёнка на съёмке, с другой стороны, при студийной съёмке нельзя отпускать ребёнка в свободный полёт (да, верно, что-то тут не сходится, противоречие налицо). Но здесь и нужно найти баланс, суметь ненавязчиво, без шума, пыли, понуканий, порицаний, требований и насильственного удержания таки удержать ребёнка в рамках съёмочной площадки и допустимых действий на ней.
Думаю, не совру, если скажу, что
студия – место повышенной опасности для маленьких любознательных детишек. Мы, фотографы, ограничиваемся фразой: «дети в студии должны быть под присмотром», и не углубляемся в детали – страшилки не способствуют развитию бизнеса.
Студия – это сказочный мир, безумно интересный, загадочный и манящий. Любому малышу, приходящему туда, хочется обследовать каждый уголок этого мира. Но мы, взрослые, знаем, что всё это – ненастоящее. И в наших реалиях, порой, кое-что кое-где держится на соплях. Так несколько дней назад у меня на съёмке ребёнку на голову прилетел подсвечник. На нём держалась драпировка, скрывающая нежелательное окошко. В студии было трое взрослых (включая меня) на двух детей, все были под присмотром, стоило только на несколько секунд упустить из виду одного из малышей, как тут же произошло ЧП. Ребёнок жив, здоров, отделался испугом, а что было бы, если бы подсвечник пришёлся в своей самой неудачной конфигурации в самое неудачное место головы? Даже думать об этом страшно.
Вчера я фотографировала Алёну, в это время один из взрослых помогал мне, а второй смотрел за младшим ребёнком, тем не менее тот умудрился в мгновение ока расколошматить вдребезги стеклянный сосуд с шариками. Я успела только звон стекла услышать и порадоваться, что ребёнок в сменной обуви, если бы он удирал с «места преступления» босой, без крови, боюсь, не обошлось бы.
Я не буду останавливаться на материальной ответственности фотографа за всё, что находится в студии (какая-нибудь невзрачная лампа на штативе, которая грохнется на пол и разобьётся – только потяни или случайно задень её, пробегая мимо, может показаться золотой, когда будет озвучена стоимость возмещения ущерба), но нет ничего дороже здоровья ребёнка (та же лампа может и не пролететь мимо и вообще, найти себе приключения на пятую точку можно элементарно), поэтому,
пожалуйста, следите внимательно за детьми в студии, маленьких лучше вообще не оставлять без присмотра, следовать за ними по пятам, вместе изучать пространство и вещи, даже если вам кажется, что ничего не предвещает… Даже тихо-мирно сидящий ребёнок возле корзинки с муляжами фруктов может в одночасье оторвать ягоду и ненароком её проглотить или вдохнуть. Следите внимательно, берегите здоровье своих малышей!
Если вы идёте в студию с маленькими детьми, но хотите сделать хотя бы несколько кадров без них, обязательно возьмите с собой ещё одного взрослого, который присмотрит за малышами пока вы будете фотографироваться. Взрослый этот должен быть ответственным и хорошо ладить с детьми. Подружка, которая усядется в кресло, закинет ногу за ногу и будет без конца трещать по мобиле - неподходящий вариант. "Присмотреть за малышом" - это не только проследить за его безопасностью, но и отклеить от мамы, увести в сторону и занять чем-то интересным, тут и поможет умение ладить с детьми.
Возвращаясь к запискам о вчерашнем дне, расскажу ещё об одной съёмке, о знакомых мне и любимых мной малышах – Саше и Артёме. Это удивительные ребята – двойняшки, но совершенно разные внешне и по характеру. Артём – шалопай и непоседа, его не нужно веселить, он прекрасно сам себе находит интересные и весёлые занятия. Его лицо – живой калейдоскоп эмоций. Это облегчает работу на прогулке, но в условиях студии всё с точностью до наоборот. Направить эмоции и активность в нужное русло крайне сложно. Зоны интереса Артёма пролегают за пределами съёмочной площадки, он крутится волчком и меняет дислокации со скоростью ветра, «Фигаро тут, Фигаро там», только что он был здесь, а в следующее мгновение уже на другом краю студии сунет ручки в камин. Так и реквизит пострадал – только что он суетился среди новогодних подарков под ёлкой, а в следующую секунду, задорно смеясь, запрыгнул на одну из коробок, вот она и превратилась в «котлетку».
Саша – спокойная, послушная, тихая. Идеальный клиент для студийной съёмки, если рядом нет брата :) Ей нужна помощь для того чтобы раскрыться, проявить эмоции, но как только взрослые начинают уделять ей внимание, вихрем прилетает Артём и вносит смуту. Сам не «ам» и другому не дам. Словить в студии в одном кадре обоих ох какая непростая задача!
Картинка со съёмок: Саша сидит у камина и спокойно играет со своей куклой Кити, сорвиголова-Артём в это время замышляет очередную шалость. Он уже попробовал на зуб шарик с ёлки и теперь планирует запустить его «в космос». Мама, словно читая мысли, предостерегает сына: «Ой смотри, сейчас дядя придёт и будет ругаться, он со своей ёлочки эти шарики сюда принёс. Не искушай судьбу» (имеется ввиду Эрик Асаев, владелец студии), в глазах на секунду промелькнуло сомнение «а может, не надо?», но всё-таки Артём хитро щурится и бросает шарик, тихонько, на всякий случай, но всё-таки бросает.
Скажу по секрету, всегда сложнее всего мне даётся вступление и заключение статьи :) На этот раз заключение оказалось у меня в середине, в том месте, где страшилки про опасность вольных прогулок по студии для малышей. Буд у считать, что этой оговоркой я перенесла его в нужное место, и откланяюсь. Спасибо всем читающим и мотающим на ус :)
---
Я на форуме УМ:
Фотограф Алёна Валькович
Моя фотогруппа в контакте:
http://vk.com/al_fo
Телефон для связи: 8 917 457 56 32