Говорят, воспитание человека начинается до его рождения. Ребёнок в утробе матери всё слышит и всё понимает! Вы можете читать ему и говорить с ним о прочитанном. Потом он обязательно узнает книжку и будет её любить.
Если вы будете читать, не торопясь, останавливаясь, чтобы поговорить о прочитанном, будете читать с радостью, касаясь картинок книжки, малыш обязательно полюбит её.
Для детей до 3-4 лет, которые не вполне способны понять книжку, важно то, с каким настроением и интонацией вы читаете её. Для него важен голос и течение речи (или звуков) во время чтения. Помню, как моя двухлетняя дочь могла долго слушать стихи Некрасова, Тютчева, Лермонтова, Есенина. Ей было важно прижаться ко мне и слушать прекрасное звучание ещё не вполне понятного для неё языка.
Ребёнок четырёх-пяти лет может больше понять, но нельзя читать ему быстро и всё сразу. Приступая к чтению следующей части, нужно быть уверенным, что ребёнок понял (помнит) предыдущую. И уж конечно, нельзя читать книжку в поучительном и всепонимающем тоне. Ребёнок должен видеть, что вы сами хотите понять её, ищете и перечитывает прочитанные строки. Можно задавать такие вопросы, как, например, "ты не помнишь, как её зовут?". Ребёнок может не помнить, тогда вы демонстрируете ему, как ищете в книжке и находите (радуетесь!). Если ребёнок вспомнил и ответил, то хорошо показать, что вы ему очень благодарны, потому что для вас это было важно! Можно также задать вопрос, прочитав что-то в тексте: "Интересно, почему он так поступил (или ответил), что он почувствовал? Как ты думаешь, что он будет делать дальше?" А прочитав, например, про снег, можно вспомнить какой-то весёлый и радостный случай из жизни ребёнка, связанный со снегом. Можно вместе рисовать по прочитанному. Всё должно быть спонтанно и свободно. У ребёнка этого возраста желания могут возникать "вдруг" и так же пропадать, поэтому, если ребёнок просит ему почитать, то важно найти хотя бы немного времени для чтения или поговорить, вспоминая, о чём книжка", но как-то ответить на его зов, чтобы закрепить в нём желание ЧИТАТЬ!
С детьми постарше можно читать книжку по ролям. Дети от шести лет способны понять очень многое. Как говорила Мария Монтессори, в этом возрасте они маленькие учёные. С ними можно вести целые беседы по книжке и радоваться и удивляться их мудрости.
Также здорово включать тихую гармоничную музыку перед чтением, во время чтения или после него.
Очень рада, что у нас есть люди, которые читают книги!