Эта статья – лишь верхушка айсберга отношений детей и родителей, и мы не будем пытаться "объять необъятное" в вопросах становления детской личности. Рассмотрим лишь некоторые фундаментальные моменты формирования здоровой самооценки ребенка и бесценной помощи родителей маленькому человеку на этом нелегком пути.
Хотя, почему нелегком?) Ребенок, на мой взгляд, рождается умеющим слышать и слушать, выражать чувства и эмоции, общаться. И задача родителей – сберечь и развить этот бесценный дар – здоровую самооценку.
Что такое самооценка
Приведем определение замечательного психолога, Гюру Эйестада, написавшего
книгу о самооценке у детей и подростков, которую я горячо рекомендую к прочтению всем сознательным родителям.)
Итак:
1. Здоровая самооценка – это умение слышать самого себя и принимать свои чувства.
2. Здоровая самооценка – это также способность проявить свои чувства во взаимодействии с другими людьми.
Ребенок с рождения умеет выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные. Важно поддерживать и развивать в нем эту открытость.
Проще говоря, здоровая самооценка это способность принять весь спектр своих эмоций и состояний: научиться выражать все многообразие своих ощущений. Не стесняться плакать, когда грустно, и смеяться, когда весело. Это доверительные и дружеские отношения с родителями. И умение находить контакт с окружающими людьми.
Мы должны помочь ребенку научиться воспринимать себя как "разного", но при этом обрести свою целостность.
Отличие самооценки от уверенности в себе
Самооценка формируется на основе человеческого внутреннего достоинства, а не внешних достижений. Уверенный в себе ребенок говорит "я могу сделать это", а ребенок со здоровой самооценкой, к тому же, понимает "кто он есть", в любых ситуациях, что бы ни случилось.
Но здоровая самооценка формируется, во многом, на основании новых достижений и впечатлений. Гордость своими успехами – важный элемент, повышающий самооценку.
Поэтому одной из ключевых задач осознанного родительства, на мой взгляд, является необходимость обеспечить ребенку подходящую среду для приобретения новых умений и навыков, создать разнообразие впечатлений и занятий, стимулирующих интерес и творческие/спортивные успехи. Так, ребенок постепенно учится переживать маленькие и большие поражения и победы, верить в плоды собственных усилий.
Самодостаточность и ответственность или вежливость и послушание?
Задумайтесь. Какой ребенок вам нужен: ответственный и самодостаточный, или удобный и послушный? А ведь именно наша система каждодневного воспитания взращивает в малыше те или иные качества, которые станут стержнем его личности в зрелые годы.
Давайте поможем ребенку принять себя таким, какой он есть. Давайте развивать и укреплять в нем способности взаимодействия с окружающим миром, мужество проявить себя, – и тогда, в результате, перед нами предстанет самодостаточный маленький человек со здоровой самооценкой.
Осознанное родительство это, прежде всего, понимание своей ответственности и влияния, которое мы оказываем на ребенка в процессе общения с ним. Осознанность это признание родителем своих слабых сторон. Давайте дадим не только ребенку, но и себе возможность развиваться. А еще, очень важно запастись терпением и выдержкой на этом пути и понять потребности ребенка.
Если мы реагируем на сиюминутную ситуацию (например, агрессивное поведение/отказ от сотрудничества и т.д.), не пытаясь понять внутренние мотивы ребенка, мы тем самым оставляем его наедине с ситуацией, так и не сумевшего выразить свои внутренние переживания и, тем более, разобраться с ними.
Возможно, за агрессивным поведением кроется совсем другое внутреннее переживание:
– появление в семье младшего ребенка и желание подтвердить незыблемость своих позиций в семье, "мама, люби меня как раньше";
– трудное вхождение в новый детский коллектив и неумение правильно реагировать тоже часто порождает агрессию "я ударил Петю, потому что не знал, как ответить на его дразнилки"/"я туда больше не пойду";
– непоследовательная позиция родителей в отношении установленных границ, когда "если я сильно покричу, то мама разрешит/купит".
В любом случае, в каждой из этих ситуаций, прежде всего нужно понять внутренние мотивы детских поступков и обозначить право ребенка испытывать эмоции, быть услышанным.
Аффективная настройка и круг безопасности
Аффективная настройка – это умение поставить себя на место ребенка, понять и почувствовать, что им движет и является источником его эмоций и причиной поступков.
А также – умение объяснить его чувства самому ребенку, способность вести с ним диалог.
У детей есть две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в исследовании. Так, годовалый малыш смело исследует окружающий мир, а при возникновении дискомфортной/пугающей ситуации, спасается на руках у родителей. Это и есть так называемая надежная привязанность, когда родители/родной дом выступает гарантом стабильности и убежищем ребенка, в котором его всегда поймут и примут. Надежная привязанность к родителям важна как для младенца, так и для подростка. Отпуская взрослеющих детей познавать окружающий мир, нужно создавать у них уверенность, что им всегда есть куда прийти за поддержкой.
Важность автобиографии: предлагайте ребенку альтернативные схемы поведения из прошлого, способные ему помочь в настоящем!
Истории, рассказанные о ребенке в его присутствии, напрямую влияют на его самооценку и дальнейшее поведение и характер. Рассказы могут вдохновить и послужить толчком к новым достижениям.
Так, например, посмотрев видеозапись со своим участием, где в младенческом возрасте малышка с удовольствием сидит на коленях у гостей семьи, стеснительная 7-летняя Аня смело отправилась на детский праздник. "В тебе столько открытости и бесстрашия, Аня", – подбодрила ее мама. И оказалась права)
Ребенку важно предлагать новые альтернативные схемы действия из прошлого, способные помочь ему стать сильнее в текущей реальности. "Расскажи мне про меня маленькую" – просит ваша подросшая дочь. И теперь вы знаете, насколько это важно.)
Настройка посредством речи – это умение облекать в слова чувства и переживания ребенка. Родитель демонстрирует, что он рядом и посредством мимики, сочувственных жестов, интонации. Будьте рядом с ребенком, выражайте это словами и языком тела.
Настройка через извинение – просите прощения у ребенка всегда, когда чувствуете, что в конфликтной ситуации виновато отсутствие вашего свободного времени/гнев/стресс/и т.д. Задача взрослого – грамотно рассчитать время, сделать жизнь ребенка комфортной, а если вы взяли на себя слишком много обязательств, нужно изменить ситуацию, не делая крайним ребенка. Например, сменить работу, или выделить на 15 минут больше, чтобы не спеша дойти до детского сада.
Активное слушание – выслушайте ребенка до конца, не перебивая. Задайте уточняющий вопрос. И посмотрите, как благодарное дитя само в процессе разговора отыщет решение проблемы. А ведь вы просто разделили и "узаконили" переживание вашего ребенка!
Отражение – это еще один из элементов настройки на "детскую волну", когда вы почти дословно повторяете сказанное ребенком. При умелом употреблении этот прием помогает малышу успокоиться, "переварить" ситуацию и найти выход.
Итак, мы затронули лишь малую часть инструментов, способных повлиять на становление здоровой самооценки вашего ребенка. Конечно, каждая мама интуитивно понимает все вышеописанное и, порой, простое объятие и сочувственный вопрос действуют "лучше любых теорий". Но, надеюсь, я хоть немного помогла тем, кто как раз сейчас ищет для себя ответ на вопрос: "как воспитать в ребенке здоровую самооценку, не задавить индивидуальность, но четко очертить границы". Будьте рядом со своими детьми, чувствуйте и сочувствуйте и будьте счастливы!
С искренним пожеланием удачи, Светлана Ахметшина